Отношения Льва Николаевича Толстого с его преданной женой и секретарем Софьей Андреевной были сложными. Одной из причин, особенно в начальной стадии их отношений, было различное отношение к сексуальной сфере, как это было бы сказано в советское время. В своем дневнике Софья Андреевна писала: “У него играет большую роль физическая сторона любви. Это ужасно; у меня – никакой, наоборот”.
С точки зрения современности, Лев Николаевич Толстой, возможно, был бы считан жестким сексистом. У него есть несколько цитат, которые звучат грубо в отношении женщин. Даже по меркам того времени – в начале XX века, когда эмансипация уже достигла значительных успехов, а роль женщины среди образованных людей считалась значительной, Лев Николаевич отводил им менее значимую роль. Вот что он говорил:
“Вчера вечером меня поразил разговор Л. Н. о женском вопросе. Он всегда был против свободы и равноправия женщины. Он высказал мнение, что у женщины, независимо от ее занятий – преподавательства, медицины, искусства – единственная цель: половая любовь. Все ее занятия теряют смысл, если она достигает этой цели. Я была ужасно возмущена таким мнением и начала упрекать Льва Николаевича за его циничный взгляд на женщин, который так много мучил меня”, – вспоминала Софья Андреевна.
Ранее сам Толстой писал: “Нет нужды придумывать судьбу для женщин, не нашедших мужа: на таких женщин всегда было и будет спрос, превышающий предложение. Повивальные бабки, няни, экономки, развратные женщины”. “Женщина делает великое дело – рожает детей, но не рожает мыслей, это делает мужчина”.
Такое отношение мужа к женщинам в целом раздражало Софью Андреевну, особенно учитывая ее личные проблемы: она отдавала себя полностью мужу и признавала его гениальность, но в ответ не получала даже простой благодарности.