Владимирский программист Валерий Спиридонов, который ждет операции по пересадке головы, стал на один шанс ближе к своей мечте – иметь то тело, которое он хочет.
Итальянский нейрохирург Серджио Канаверо, который собирается провести операцию с добровольцем в декабре 2017 года, рассказал о проведенных группой специалистов опытах по склеиванию спинного мозга у мышей, собак и крыс.
Эксперименты группы опубликованы в научном журнале Surgical neurology international. В них говорится о том, как с помощью политилэнгликоля (ПЭГ) ученым удалось срастить нервные клетки животных. Протезом для нервной ткани при этом выступали нановолокна графена.
Gizmodo передает суть эксперимента, в котором ученые перерезали спиной мозг у 16 подопытных мышей. ПЭГ вводили в пораженные участки половины мышей, в то время как другая половина получала физиологический раствор. Через четыре недели после операции, пять из восьми мышей в группе ПЭГ восстановили некоторую подвижность, в то время как остальные трое умерли. Во контрольной группе, где применялся физраствор, ни одна из мышей не смогла двигать конечностями после операции.
В ходе эксперимента на собаке, исследователи разрезали около 90 процентов её спинного мозга. Две недели спустя, животное могло перетаскивать задние ноги, а по окончании третьей недели пес мог ходить, захватывать объекты и махать хвостом.
Эксперименты ученых не впечатлили экспертов. Скептики жалуются на малый размер выборки. В случае с собакой нет доказательств, что спинной мозг животного был поврежден до степени, указанной его авторами. Они опасаются за результаты дальнейших экспериментов, но больше всего за планируемую операцию по пересадке человеческой головы.
Она должна занять 36 часов, голова должна быть отделена от тела не более, чем на час. Потом пациент около месяца будет находиться в коме, чтобы срослись нервные окончания, после чего около года понадобится на реабилитацию. Спиридонов не исключает негативного исхода вмешательства.
Сегодня можно говорить о той или иной тактики грядущих экспериментов и операций, искать ошибки в работе врачей, ругать за излишнюю смелость добровольцев. Но ясно одно, человечество уже шагнуло в эпоху, когда каждый сам будет решать, какое тело ему иметь.