В советскую эпоху преобладание в танкостроении принадлежало гладкоствольным 125-мм орудиям, однако в 1980-е годы были начаты работы над более мощными 152-мм пушками. Эти орудия разрабатывались как для основных боевых танков, так и для легких самоходных артиллерийских установок. В свете конкуренции с новейшими танками НАТО, такими как американский M1 Abrams, у советских машин появилось прозвище “Абрамскапут”, поскольку снаряды большего калибра могли легко противостоять любому образцу западного танкопрома.
Известно, что работы по созданию перспективных машин велись в Ленинграде, Нижнем Тагиле и Харькове. В Харькове предпринимались попытки создать “Боксер” (или “Молот”), но несмотря на значительные вложения, к моменту распада СССР серийное производство этого танка так и не было запущено, хотя работы продолжались и после 1991 года.
Особый интерес вызывал кировский “Объект 292”, основанный на Т-80У с модифицированной башней и 152-мм ЛП-83. Эта машина успешно прошла испытания, но проект был прерван из-за экономических трудностей начала 1990-х. В Нижнем Тагиле был разработан свой вариант “Абрамскапут” — “Объект 195”, известный также как Т-95, созданный на основе предыдущих разработок Т-72 и “Объекта 187”. Эти наработки оказались полезными при разработке тяжелой платформы “Армата”.
Что касается дальнейшего развития 152-мм орудий в российском периоде, с учетом появления на Западе 130-мм и 140-мм пушек, возможно их возрождение. Они могут быть использованы на новых версиях Т-14, где современные отечественные гиперзвуковые снаряды смогут нейтрализовать западные новинки.