Правительство считает законопроект о платформенной экономике, опубликованный на минувшей неделе, значимым элементом будущего экономического регулирования, который важен для нацпроекта «Экономика данных». Разработки документа требовал курирующий нацпроект глава аппарата Белого дома вице-премьер Дмитрий Григоренко, передает «Коммерсантъ».
Он видит цифровые платформы важной структурной единицей растущей цифровой экономики. Григоренко пояснил, что это естественный этап развития законодательства, поскольку действующие правила ориентированы на офлайн-отношения и не учитывают уникальные цифровые аспекты, например, в маркетплейсе нет уголка потребителя. Потребитель должен иметь гарантии и уверенность в том, что их будут обеспечивать.
Председатель правительства России Михаил Мишустин отметил, что цифровые платформы (ЦП) развернулись в экономике РФ настолько, что важно обеспечить их устойчивость при введении регулирования. При наличии на этом рынке десятков миллионов пользователей и миллионов контрагентов нельзя упустить момент. Иначе цифровые агрегаторы, маркетплейсы и сервисы могут остаться в серой зоне, как это произошло с криптовалютами. Государство может попытаться отрегулировать их, но администрировать такое регулирование оказалось невозможно.
Экономические агенты, как правило, указывают на то, что новая нагрузка будет перекладываться в цены для конечного потребителя, что критично для нынешней антиинфляционной политики властей. Однако действия Банка России по охлаждению потребительского спроса в ожидании роста предложения предоставляют паузу для обновления правил игры для цифровых платформ, как и для рынка труда мигрантов. У платформ, как товаропроводящих сетей, помимо высоких прибылей, остается и физическая альтернатива (офлайн-торговля), и чрезмерное перекладывание новых затрат в цены может временно подтолкнуть потребителей к традиционным магазинам.
Основная проблема ЦП заключается в наличии серых зон как внутри платформенных экосистем, так и на их границах. Это касается вопросов определения юридических рамок и учета самих платформ. Нет ясности в разделении зон ответственности ЦП и вовлеченных в их работу экономических субъектов, как перед третьими лицами, так и между собой. Также отсутствие регулирования предоставляет возможность серым поставщикам работать в платформенных экосистемах, что создает условия для недобросовестной конкуренции.
В первую очередь Белый дом акцентирует внимание на защите покупателей товаров и услуг. Для них выяснение структуры отношений между поставщиком, платформой и доставкой в отсутствие законодательной рамки часто представляет непреодолимые трудности. В результате урегулирование любых претензий к качеству, срокам доставки и стоимости фактически отдано на усмотрение платформ. Хотя конкуренция побуждает их совершенствовать подходы к разрешению споров, юридических механизмов, позволяющих эффективно защищать права потребителей, в законодательном поле нет или они размыты.
Также в настоящее время не регламентированы зоны ответственности платформы, поставщиков и исполнителей, что вызывает споры и взаимные претензии. Для их разрешения Белый дом предлагает внедрить обязательное досудебное онлайн-разбирательство — этот механизм уже признан эффективным и снижающим нагрузку на суды. Следует отметить, что обсуждение цифровых платформ еще не завершено. В законопроекте Минэкономики отношения платформ с исполнителями описаны как гражданско-правовые. Эволюция защиты партнеров должна идти по пути предоставления им преференций при добровольном пенсионном и медицинском страховании и контроля платформами вредных условий труда.
Правительство настаивает на существенной детализации регулирования в этой сфере, требуя определить критерии, когда платформа является работодателем, а когда — связующим звеном между заказчиком и исполнителем. В частности, отношения ЦП с наемными работниками-курьерами признаны трудовыми, и они будут иметь право на социальные гарантии, отпуск и медицинскую страховку.