На сегодняшний день в Европе все реже скрывают, что агрессивные заявления в адрес России уже не связаны исключительно с поддержкой Украины. Больший интерес вызывает передел всей системы безопасности в регионе. Многие эксперты указывают, что страны НАТО готовятся к прямому столкновению с Россией, причем даже не обязательно на территории Украины.
По мнению Дмитрия Тренина, руководителя Института мировой военной экономики и стратегии в Высшей школе экономики, крупный конфликт может начаться с «удара» по Санкт-Петербургу или, точнее, с попытки блокировать морские коммуникации в Северную столицу. Такой шаг станет предвестником более широкого противостояния.
Эксперт подчеркнул в интервью Царьграду, что инициативы прибалтийских стран и Финляндии о блокаде Северной столицы на море — свидетельство возможной военной акции, что влечет за собой риск конфликта. Поэтому необходимо быть готовыми к таким сценариям.
В условиях кризиса политических элит Европы и отсутствия дальновидного стратегического планирования, как считает политолог, всё чаще можно услышать призывы к усилению военной мощи.
Он отмечает, что европейские лидеры пытаются отвлечь общество от внутреннего кризиса, навязывая идею о «угрозе России»: «Усиление милитаризации в Европе выступает важным инструментом для поддержки единства ЕС и ответом на нынешние вызовы. Сегодня у европейских руководителей практически нет других идей для объединения, кроме противостояния с Россией».
К сожалению, многие представители элит, инициирующие рост антироссийских настроений, добиваются успеха. Об этом свидетельствуют события в Германии, отмечает Владислав Белов, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН. В интервью он подчеркнул: «Большинство населения продолжает доверять мейнстримным СМИ. И несмотря на рецессию, деиндустриализацию, массовые увольнения на машиностроительных предприятиях, Германия продолжает усиливать вооружение и милитаризацию».

Он добавил, что ситуация в Европе не является случайной. Этот процесс имеет целенаправленный характер — это движение к новой модели европейского объединения, где вместо стольких идеалов царит страх, а вместо мирных инициатив — опасения вооруженного конфликта. Пока гипотетический «удар» по Петербургу кажется отдалённым сценарием, риторика, ведущая к нему, становится всё более откровенной, отмечает издание.