Все чаще СМИ оглашают случаи выявления фактов коррупции, совершенных высокопоставленными должностными лицами – чиновниками, руководителями крупных предприятий и организаций, главврачами, бизнесменами. Меняются только лица и размеры похищенных из бюджета страны денежных средств. Законодательные меры не дают должного результата, статьи Уголовного кодекса РФ не влияют на тех, кто уже связался с этим явлением, а родственники твердят о том, что такой ситуации в СССР не было. Хочется разобраться, так ли это, или просто недостаточно информации о том, что происходило на самом деле.
Коррупция в Советском Союзе
Мнение «В СССР не было коррупции», естественно, ошибочно. Хотя предпосылки к ее устранению имели место быть. Так «взяточничество» в понятии Уголовного кодекса 1922 года наказывалось расстрелом. Но после НЭПа начинается активный теневой бизнес, в котором у предпринимателей в обязательном порядке были знакомства в чиновничьем аппарате, а также в правозащитных инстанциях.
После 1932 года, когда был отменен партмаксимум, расслоение общества приобрело масштабный характер, богатые богатели, а бедные, наоборот, шли ко дну.
Коррупция во времена Сталина отличалась тем, что это было в основном использование служебного положения для достижения целей, а также родственные связи. Чиновники принимали на работу своих родственников и приближенных, что, естественно, способствовало развитию коррупции в целом. При такой «неявной» коррупции, в период с 1950 по 1980 гг., взяточничество выросло в 25 раз, но этот факт тщательно скрывался от обычных жителей.
В 1964 году предложено создать общегосударственную автоматизированную систему экономикой, что после дало старт Косыгинской реформе. В результате директора предприятий стали еще более могущественней, отделяя рабочий класс от правления все дальше и дальше.
В период правления Брежнева ситуация усугубилась за счет особенностей его стиля управления. Снисходительное отношение позволяло «наглеть» и обращаться в государственную казну, а его отношение к заработку на собственном примере из юности показывает, что честно заработанные деньги для него было чем-то нереальным.
Меры по борьбе с коррупцией
По опыту советской системы государственного управления можно отметить, что в этот период формировалась правовая база, в которой отражались вопросы, связанные с коррупцией. В целом можно заметить, что борьба велась, но с определенной периодичностью, это связано, в частности, с отсутствием предыдущего исторического опыта и без опоры на мировую практику:
- В 1918 создан первый в России документ, регламентирующий основы, касающиеся этого преступления. Мера пресечения – арест сроком на 5 лет совместно с принудительными работами.
- Снятие с руководящей должности.
- Периодическое ведение громких процессов над лицами, замещающими руководящие должности.
- Регулярное обновление законодательной базы и ужесточение мер, указанных в статьях Уголовного кодекса.
- Огласка фактов преступления.
- Советско-партийная ответственность за нарушение запретов и ограничений.
Хочется отметить, что несмотря на меры, предпринимаемые государством для уменьшения уровня коррупции, результата практически не было. А четкой системы противодействия так и не существовало. Это связано с тем, что самому государству была выгодна такая ситуация, это своеобразный инструмент для поддержания покорности общества. Ведь начать дело по какому-либо серьезному факту коррупции можно было в любой момент, и тогда конец многих афер был бы неизбежен.