Запрет на блюда из диковинных и простых растений, рыб и животных существовал у наших предков с незапамятных времен. Одни табу были обусловлены языческими верованиями, другие пришли с принятием христианства и были прописаны в строгом Ветхом Завете. В каких-то землях Руси ели определенные яства, на прочих территориях — нет, соблюдая традиции и почитая древние обряды.
«Сатанинские клубни» и напитки лукавого
Если говорить о продуктах заморских, которые русский народ до эпохи Петра Великого и в глаза не видывал, то любое новшество принималось в штыки и считалось греховным. Так, чай и кофе долгое время славились, как бесовские напитки. Лишь со временем чайный напиток распробовали и по-настоящему полюбили.
Клубни картофеля и вовсе принимали за несъедобные. А картофельными цветочками дамы украшали прически и шляпки. Простой люд страшился темных клубней, которые росли под землей. Существовала легенда, будто бы искуситель мечтал возродить яблоки из рая, но его попытка не удалась. Господь послал проклятие этим плодам, сотворил их черными и повелел произрастать в недрах земли.
Михайло Потапыч — повелитель тайги, а не источник мяса
Славяне издревле почитали медведя, как единственного хозяина леса, как существо мифическое и обладающее властью. Неудивительно, что существовал строгий запрет на поедание медвежатины. После поругания над тотемным животным царь тайги мог предстать перед обидчиком в виде оборотня и жестоко отомстить.
Зайца съесть или верного коня — великий грех
Зайчатину также не вкушали во многих регионах Руси в течение долгих веков. Постулаты Ветхого Завета запрещали употреблять в пищу мясо дикого зверька. И по сей день в старообрядческих общинах можно услышать, что лесной заяц напоминает мордой кошку, а лапами — собаку, домашних помощников. Ну а в языческом прошлом косой зверек почитался, как помощник и друг лесного духа — лешего. За убийство и поедание своего любимого животного повелитель густой чащи обещал охотнику верную погибель.
Никогда не подавалась на стол у русичей и запретная конина. Во-первых, свою лепту внесли ветхозаветные правила — не есть мяса травоядных животных — непарнокопытных. Во-вторых, лошадь выступала первой соратницей земледельца на полях и надежным другом. Любые сельскохозяйственные работы, поездки, веселые свадьбы, не обходились без сильного и стойкого рабочего коня. Зарезать такую скотину на мясо считалось настоящим преступлением.
Речные обитатели без чешуи — под запретом
Рыбы, не покрытые чешуей, назывались среди славян «тварями нечистыми», созданными не Господом, а при непосредственном участии лукавого. По ранним поверьям, к примеру, вьюн, налим и угорь упоминались, как рыбы водяного — повелителя водной стихии. Если в сети к рыбаку попадались подопечные нечистой силы, их старались поскорее отпустить на волю. Раки и сомы не входили долгое время в меню русича, поскольку они питались всякой падалью, в том числе, и трупами утопленников.
Пернатые, не входящие ни в одно меню
Вездесущие галки, крикливые сороки, черные вороны могли запросто утолить голод погибшими животными и человеческими останками. В народе их называли птицами нечистыми, непригодными для употребления в пищу.
Ну а прекрасные голуби, звонкоголосые жаворонки, белоснежные аисты и юркие ласточки испокон веков почитались, как небесные чистые птицы. Постепенно к категории ангельских птиц причислили и лебедя. Священных пернатых никогда не убивали и не считали их гастрономическими объектами.