Праздник Воздвижения на Руси почитали, как Ставров день (от греческих слов — «день креста»). Проводили старинные обряды, переделанные на христианский лад, и соблюдали древние обряды: с их помощью хозяйство крестьяне защищали от бед на целый год. Продолжали веселые гулянья — капустники. Третий раз встречали новую хозяйку сезона — осень, и окончательно провожали второе бабье лето.
Обереги — деревянные кресты, для дома и хозяйства
На Ставров праздник обязательно просили выздоровления для всех хворающих, с иконами обходили крестным ходом земельные угодья, творили молитвы о будущем богатом урожае. Верили, что символ вечной жизни — Крест, сегодня обладает чудодейственной силой. Он способен и поля от неплодия сохранить, и смертельно больного человека с постели поднять, оживить. Конечно, призывали крестную силу охранять родной дом и домашнее хозяйство от бед, падежа скота и пожара на целый год. Для этого мастерили деревянные простые кресты, которые складывали в хлев, в амбары, омшаники и сараи. Делали небольшие крестики из рябиновых веток. Рябину в народе считали священным, обережным деревом, призванным бороться с нечистой силой.
Верили, что вместе с ласточками, улетающими на юг, уползают в зимние норы и в теплые местечки все ползучие гады, пресмыкающиеся. Потому покрепче запирали двери в избы, ворота и калитки, чтобы вереницы ползущих земных тварей не заглянули к человеку и не ужалили. По той же причине сторонились лесной чащи.
В лес ходить — душу погубить
Согласно поверьям, в этот день вся лесная нечистая сила собирала под свое главенство диких зверей. И осматривала животных перед наступлением зимних холодов. Путник или охотник, что забрел в дремучий лес, мог стать добычей звериного собрания. На Руси говорили, что лешие прогневаются на незваных гостей, людей, и натравят на живую душу весь животный полк.
Именины христианские и языческие
Кроме празднования обычных именин христианина, названного именем Иван, отмечали и языческие именины духа, прозванного овинником. Покровитель урожая присматривал за припасенными снопами и мог обернуться человеком — хозяином жилища. Добрая хозяйка и рукодельница оставляла для духа расшитое вручную полотенце у оконца. А с наступлением ночи ставила на пороге заботливо приготовленное угощение. Овиннику старались угодить и дух задобрить.
Третий раз и окончательно встречали царицу-осень со слугами-дождями и ветрами, а последнее бабье лето провожали ровно на год. Вечерами все так же шумно и задорно проводили капустные душевные посиделки, пиры и гулянья. С песнями, плясками и ароматными капустными пирогами.
Древние поверья и природные приметы на 27 сентября
- Если на земле виден неизвестный след, наступать на него нельзя, то след нечистых духов. Кто его перейдет, заболеет и сляжет.
- Девицам в лес ходить — беду кликать: оборотни да лешие уведут, запугают и сгубят.
- Птицы на юг летят — можно крикнуть им вслед, с просьбой передать весточку усопшим представителям рода.
- Журавушки поднялись высоко и курлычат — еще будут погожие дни.
- Поднялся северный ветер студеный — следующее лето пожалует знойное.
- Если денек солнечный, стоит ведро — холода нескоро пожалуют.
- Утренний морозец прошелся по земле — зима пожалует раньше положенного срока.
- Осенняя стужа надвигается, а шуба с теплым кафтаном хозяйским сдвигается.
- Воз с поля — долой, а птицы перелетные — в дальний полет.
- Бабье лето с людьми прощается, а Михайло Потапыч в теплую берлогу ложится.