В СССР занимать руководящую должность было очень почетно, не говоря уже о том, чтобы удерживать ее в течение нескольких лет. В период с 1937 по 2007 год должность руководителя ансамбля народного танца СССР сохранял за собой Игорь Александрович Моисеев. Это была очень ответственная работа, поэтому решение о назначении Моисеева принимал председатель Совета народных комиссаров СССР — Вячеслав Молотов.
Творческий путь
Родился будущий хореограф в 1906 году, в Киеве. Его родителями были адвокат Александр Моисеев и французская модистка Анна Грэн, познакомившиеся в Париже. Собственно, там и жила семья несколько лет, благодаря чему Игорь прекрасно выучил французский язык.
Находясь в Москве, окончил частную студию балета, куда парня отдал отец, чтобы улучшить осанку сына и избежать влияния улицы на него. Немного там позанимавшись, Игорь поступил в Государственную балетную школу. После ее окончания стал работать в Большом театре, где проявлял себя и как солист, и как балетмейстер.
Кроме того, Моисеев ставил физкультурные парады на Красной площади, преподавал в столичном училище хореографии, заведовал танцевальной секцией. Также Игорь получил высшее профильное образование, окончив Университет искусств.
В 1937 году он создал ансамбль народного танца (сейчас к его названию добавилось имя Игоря Моисеева). С этим коллективом постоянно ездил с гастролями как по стране, так и за рубеж. Ставил номера на концерты и для культурных программ, входил в состав жюри многих международных танцевальных конкурсов и фестивалей.
Трудности службы
Несмотря на кажущуюся скромную должность, Моисеев был довольно известным и влиятельным человеком. Поговаривали, что у него был даже прямой выход на Сталина.
Многие годы Игорь Александрович занимался тонкой дипломатической работой, выступая своего рода посредником между ЦК КПСС и зарубежными партнерами, решал вопросы МИДа, но об этом мало кто говорил. Гастролируя по миру, руководитель ансамбля ненавязчиво представлял советскую власть, вел переговоры с лидерами других государств. В итоге, к началу 50-х годов у него появились неплохие связи, благодаря которым ему удалось выстоять, когда над ним стали сгущаться тучи.
Дело в том, что Моисеев не был членом партии. Ему 18 раз предлагали вступить в КПСС и каждый раз он отказывался из принципа, потому что знал внутреннюю кухню власти. Он говорил, что верит в Бога, но не хочет, чтобы его за это прессовали.
Отказы вступить в партию воспринимались негативно и спасало Игоря личное заступничество Сталина, который очень любил коллектив. А вот после смерти вождя ему припомнили все его «капризы», и прессовать Моисеева стал председатель Совета министров СССР — маршал Булганин.
Начались порочащие статьи в прессе, ансамблю был запрещен выезд за границу. И только когда в 1957 годы маршала, как участника «антипартийной группы», убрали из Политбюро — Моисеев вздохнул свободнее.
Во времена Брежнева Игоря Александровича уже никто не трогал. Легендарный руководитель доработал до Путина, будучи народным артистом СССР и лауреатом многих премий.
Прожил хореограф 101 год, скончавшись в 2007 году от гипертонии и болезни сердца. Похоронен на участке № 5 на Новодевичьем кладбище.
На московском доме, где жил артист, установлена мемориальная доска, а его творчеству посвящены документальный фильм «Вечное движение» и телефильм «Балет Игоря Моисеева».
Моисеев редкая личность в Советском искусстве! Однако, в озвученной теме более подходящая личность От Ильича до Ильича, без инфаркта и паралич…
Помню, как его поздравлял, кажется, с 90-летием (или 85-?) С.В. Образцов, который был старше на 5 лет. Пообещал и со 100-летием поздравить.
От ИМ я узнал изречение Ш. Руставели “Что ты спрятал, то пропало, // что ты отдал, то твоё.” Я всегда вспоминаю Ансамбль Моисеева, когда вижу на американской эстраде бесконечные притопы и ужимки без признаков культуры.
Такие таланты в искусстве появляются раз в сто лет! В этом есть и заслуга Сталина!