Гений итальянского художника, изобретателя и просто неординарного человека Леонардо да Винчи до сих пор волнует человечество. Как портрет обычной с виду женщины стал настолько загадочным, интригующим, что вот уже в течение пяти веков не дает покоя культурологам и обычным поклонникам изобразительного искусства? Возможно, «Мона Лиза» и несет в себе некий зашифрованный смысл и тайные знаки. Однако по большей части «Джоконда» обязана своей невероятной популярности стечению обстоятельств и одному похищению.
От знатной дамы до продажной женщины
Большинство исследователей сошлись на том, что на картине изображена супруга зажиточного флорентийского торговца, которую звали Лиза дель Джокондо. Когда Леонардо творил портрет дамы с загадочной полуулыбкой (в период с 1503-го по 1506-й год), она могла находиться в интересном положении и готовилась подарить мужу второго ребенка.
https://youtu.be/sNwsYks-9-U
Но поиски настоящей натурщицы родили множество иных версий о личности Лизы, которая так насмешливо взирает на нас сквозь века. Одни предполагали, что это образ матушки самого художника или микс из огромного количества женских и мужских лиц. Быть может, да Винчи изобразил самого себя в образе прекрасной незнакомки?
Чем больше людей в 20-м столетии задумывались над истинностью фигуры Джоконды, тем более неординарные версии о натурщице рождались на свет. Так, знатоки итальянской культуры 16-го века утверждали: стоит обратить внимание на то, что у дамы нет ни бровей, ни ресниц. Так выглядела далеко не всякая итальянка в 16-м столетии.
Носительницами «безволосого» лица становились продажные женщины. Возникла очередная теория, будто бы на портрете гений запечатлел флорентийскую куртизанку. Хотя одеяния Лизы и ее грациозно сложенные руки указывают на то, что перед нами — истинная аристократка.
Похищение «Джоконды» и статус гениального полотна
Если первоначальный интерес к мистическому портрету зародился еще в 19-м веке, то век 20-й возвысил жажду людей троекратно. Интеллектуальная страсть разгорелась, будто пожар, после того, как портрет был похищен в 1911-м году.
В августе толпы людей ринулись в коридоры Лувра, чтобы своими глазами убедиться — место шедевра теперь пустует. Директор всемирно известного музея был уволен, а художника Пабло Пикассо задержали, как главного подозреваемого в краже века. Конечно, в том году газеты наспех кинулись печатать фантастические домыслы и небылицы о «Моне Лизе». В итоге «Джоконда» стала самой притягательной картиной за всю историю мировой живописи.
После окончания Первой мировой войны случайная карикатура или насмешка над репродукцией портрета, как знак протеста против высокого искусства, вновь вернула интерес к «Джоконде». Ну а путешествие «Моны Лизы» в США и в далекую Японию сделало из значимого произведения искусства недосягаемую знаменитость.