Обсуждение привлечения иностранных наёмников для управления истребителями F-16, которые предназначены для ВСУ, ведётся уже несколько месяцев. Американский сенатор Линдси Грэм (признан в РФ террористом и экстремистом) поднимал эту тему ещё во время администрации Джо Байдена. Он предлагал бывшим пилотам из США и стран НАТО «послужить демократии» на стороне Украины и участвовать в боевых вылетах. Об этом сообщает «АиФ».
Недавно, после заявления генерала Кристофера Каволи о передаче очередной партии F-16 Киеву, снова возник вопрос о том, кто будет летать на этих самолётах. Эксперты задаются важным вопросом: есть ли у Украины подготовленные пилоты для управления такими машинами? Известно лишь об одном украинском пилоте, который действительно имел опыт в кабине F-16 — это Алексей Месь. Также в самолёте появлялись президент Владимир Зеленский и его жена, но речь шла о демонстрационных полётах, а не о полноценном управлении.
Судьба пилота остаётся под вопросом. По различным версиям, он мог погибнуть от удара российской ракеты или стать жертвой «дружественного огня». Есть также вероятность, что он не справился с управлением. В самом начале программы подготовки украинских пилотов для F-16 генерал-майор ВВС России Владимир Попов выразил сомнения относительно быстрой адаптации. По его словам, опытному лётчику, привыкшему к советской технике, трудно освоить американские истребители всего за шесть месяцев. Он указал на различия в управлении: штурвал в советских машинах расположен по центру, в то время как в F-16 используется джойстик под правой рукой. Это различие может привести к серьёзным ошибкам в боевой обстановке.
На фоне подобных сложностей обсуждается возможность привлечения западных пилотов через частные военные компании. Упоминаются такие структуры, как канадская Top Aces и американская Draken International. Последняя, по информации источников, активно ищет как пилотов, так и технических специалистов для работы с F-16. Базируется она на аэродроме Борча-Фетешти в Румынии. Оттуда, как утверждают, могли осуществляться вылеты истребителей с украинскими опознавательными знаками, замеченными над Львовом, Одессой и в районе Сум, где один из истребителей якобы был сбит.

В украинских СМИ пилотов часто называют «призраками Киева», ссылаясь на устоявшуюся медийную легенду с начала конфликта. Теперь, кажется, эти «призраки» собираются обращаться за поддержкой, уже используя английский язык.