В 19-м веке алтайские мастера удивили весь мир и создали гигантскую Колыванскую вазу — произведение искусства резьбы по камню (глиптики) из капризного, невероятно твердого, но при этом, хрупкого камня, яшмы. Создание вазы, мировой рекордсменки по размерам, было настолько сложным и трудоемким процессом, что никто больше так и не смог повторить хотя бы приблизительно знаменитую работу.
Габариты царственной вазы
Эллипсообразную огромную чашу на ножке (вернее, колонне) с подставкой-пьедесталом окрестили «царицей ваз». Действительно, ее запредельные размеры поражают: высотой более двух с половиной метров, ваза-исполин весит девятнадцать тонн. А диаметры самой чаши достойны какого-нибудь сказочного великана: это диаметры в 3,22 и 5,04 метра. Ныне впечатляющее творение из Алтая находится в одном из залов великолепного Эрмитажа.
В 1819-м году мастер по фамилии Колычев наткнулся на монолитную одиннадцатиметровую глыбу прекрасной зеленоватой яшмы, когда в одной из каменоломен искал природные богатства для создания колонн. От яшмовой «горы» рабочие смогли отсечь камень поменьше, длиной уже восемь с половиной метров. Но как только его попытались подвергнуть начальной обработке, ломкий минерал дал трещину. И вместо одного куска образовалось два. Тогда больший по размерам осколок взяли для воплощения в жизнь невиданной по тем временам вазы.
Десятки лет кропотливой работы
Задача стояла не из легких: каким-то образом транспортировать гигантскую находку на расстояние в тридцать два километра, до ближайшей Колыванской фабрики, где шлифовали минералы. В 1828-м году массив первоначально «обтесали», а потом силами большого числа рабочих принялись расчищать дорогу. Конечно, перевозка царицы-яшмы происходила посредством тяжелейшего людского труда. Мужики тянули специальные лямки, прикрепленные к деревянным волокушам, на которых и водрузили кусок скалы. Для сооружения пути и доставки глыбы привлекли одну тысячу человек.
В 1824-м году известный архитектор Авраам Иванович Мельников, ректор Императорской Академии художеств, разработал уникальный проект впечатляющей по размерам вазы. Но всевозможные нюансы обговаривали еще не один год. В течение долгих двенадцати лет труженики Колыванского завода обтесывали сверхпрочный камень, вручную наносили сложнейший орнамент и тщательно полировали поверхность яшмы.
Колыванский феномен
Современные специалисты удивляются, каким же искусством резьбы по минералу обладали алтайские мастера, если в нынешних условиях повторить изготовление царственной вазы практически невозможно. Дело в том, что природная яшма мгновенно покрывается трещинами. Нанесение сложного, занимающего немалую площадь, рисунка на поверхность такого материала чревато полным разрушением заготовки. Форма овала еще больше усложняла и без того фантастическую задачу камнерезов. Колыванская красавица-яшма не желала покоряться рукам искусных мастеров и покрылась сеткой трещин. Но умельцы знали такие секреты, благодаря которым шлифовка устранила все повреждения без следа.
Сначала готовую вазу доставили с помощью запряженных подвод на Урал, а в 1849-м году установили неподражаемое творение в Новом Эрмитаже.