Президент ГК “Аскона” и инвестор “Доброграда” Владимир Седов в рамках проекта “Зерно” рассказал журналистам о том, как он хочет решить проблему недостаточного количество здоровой еды в рационе россиян. Для этого требуется запустить производство “фрешей” – свежих зелени и овощей. У предпринимателя есть желание поставлять на полки магазинов продукцию, которая будут иметь приемлемый для ритейлера срок годности, благодаря передовым условиям сбора, транспортировки и хранения. Производство планируют разместить во Владимирской области.
Чтобы успешно поставлять сельскохозяйственную продукция на полки магазинов, должно быть четыре игрока – производитель, процессор, который заказывает, что надо вырастить, а также инвестирует в производство и переработку, дистрибьютор (поставщик от производителя к продавцу) и ритейлер. В России есть ниши, где процессоры уже давно существуют, например молочная отрасль. Здесь есть крупные игроки, например, Danone, Вимм-Билль-Данн, и эта сфера развивается. Есть процессоры в производстве мяса. А процессоров в растениеводстве в России, по словам Седова, практически нет. По фрешу, например, есть только один процессор, который закупает салаты в Турции и Египте. Производство свежих овощей и зелени давно существует в США. Именно американский опыт хочет взять на вооружение Седов.
“Когда мы в Америке были, то специалист по фрешу нам рассказывал: “То, что в Америке с полки выбрасываем, в Англии на полку ставят”. Я продолжил: “То, что в Англии выбрасывают, у нас развозят по магазинам”. А с точки зрения сбалансированного здорового питания: в рационе количество овощей должно быть очень большое. Чтобы они были разнообразные и качественные. Как появится процессор, в течение полутора лет, в радиусе 1000 км все поля перепашутся, потому что процессор платит вперед деньги сельхозпроизводителю. <…>
В Аризоне я своими глазами видел, как собирают урожай брокколи. Как идет трактор, за ним телега, за ней мексиканцы с мачете, которые собирают брокколи и кидают на телегу. На телеге другие мексиканцы отрубают листья и загружают в бумажные коробки, которые идут в кузов трактора. Свежий овощ попадает в рефрижератор процессора, где температура 1,5 градуса. Если она нарушится, все, фреш убит. Мы посмотрели эту цепочку – это дорого, очень сложное производство, много автотранспорта специализированного. По большому счету – это логистика. Но это тот бизнес, где есть возможность стать уникальными на рынке, если собираешь свежий и лучший урожай”, – отметил Владимир Седов.