Политолог Ростислав Ищенко прокомментировал решение НАТО о создании механизма контроля над судами в международных водах Балтийского моря, передает «Военное дело».
«В течение века, ссылаясь на Конвенцию по международному морскому праву, военные корабли любого государства могут остановить и проверить гражданские суда в нейтральных водах, только если есть подозрения на нарушение», — отмечает эксперт.
Интересно, что НАТО, по сути, стремится к более жесткому контролю, чем это предполагает имеющееся право. Их цель не только в досмотре, но и в использовании этого механизма против российских судов в отношении санкций. Ищенко подчеркивает, что санкции не могут служить оправданием для досмотра, так как нарушение санкций не является контрабандой.
«НАТО не может предъявить России никакие претензии с правовой точки зрения, однако желание оказывать давление остается», — поясняет он. По его мнению, старые методы давления дали минимальные результаты, и альянс ищет пути усилить свои действия, даже если при этом будет обвинён в попытке морской блокады России.
Важно также упомянуть, что существует положение международного права, согласно которому торговое судно, находящееся под охраной военного корабля, не может быть подвергнуто досмотру. Официально Россия и НАТО не в состоянии войны, поэтому любые торговые суда могут свободно двигаться, если они сопровождаются военным кораблем.
Ищенко также обращает внимание на исторические корни морского права. С XVI-XVII веков существует традиция, позволяющая любому судну, поднявшему военно-морской флаг, считаться военным. «Берете сухогруз, поднимаете флаг и добавляете вооружение — и вот он уже становится военным судном», — говорит он, объясняя, как враждебные действия можно обойти.
Балтийское море, по словам эксперта, невелико. Угрозы для российских судов будут зависеть от того, как НАТО попытается контролировать ситуацию. «Блокада, конечно, создаст определенные трудности, но российские суда, скорее всего, смогут продолжить свой путь», — добавляет Ищенко.
В последние дни активно обсуждаются случаи повреждений подводных кабелей, и участникам конфликта необходимо передавать ответственность на других. «Теперь НАТО вновь говорит о контроле над судоходством в этом регионе», — резюмирует политолог.
Ситуация становится всё более напряженной. Ищенко подчеркивает, что если НАТО все же решит остановить российские суда, риски столкновения возрастут. «Если Россия примет решение на силовые действия, ответ НАТО может быть мгновенным», — заключает он.