В Китае популярна стала новая компьютерная игра, в которой мужчины мстят женщинам, пишет NZZ. Эксперты считают, что это отражает глубокий социальный кризис — растущее одиночество и недовольство среди молодых японцев.
Лю Цзе, которому было 21 год, 11 апреля 2024 года покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с моста в Янцзы. Об этом позже написала его сестра в соцсети. Она рассказала, что за несколько дней до этого Лю расстался с девушкой и перевел ей 66 тысяч юаней — сумма более 20 франков по паритету покупательной способности.
Лю Цзе был известен в интернете как Панмао — «толстый кот». Он зарабатывал, играя в видеоигры за разных персонажей и транслируя это онлайн. Однако, настоящая популярность пришла после его смерти. После гибели сестра начала раскрывать подробности его жизни. По словам, Лю щедро одаривал свою девушку, которая была старше его на шесть лет, и работал по 10 часов в день, пренебрегая собой. Его поклонники считали, что девушка использовала его ради денег, доведя до самоубийства. Он стал символом мужских страданий, мучеником. Его бывшую преследовали и оскорбляли, утешение находилось в волне женоненавистнических комментариев, даже вмешалась полиция: выяснилось, что отношения были взаимными, и деньги передавались в обе стороны.
Общественное мнение уже сформировалось. История Лю Цзе откликнулась у многих молодых китайцев. Всё больше мужчин остаются одинокими из-за женщин и феминизма, что порождает ощущение отчуждённости и фрустрации. Это нашло проявление в новой популярной видеоигре.

В июне вышла игра Revenge on Gold Diggers (“Месть охотницам за деньгами”). Главный герой — мужчина по имени Бэньмао (вероятно, отсылка к Панмао), которого обманула женщина, выманив у него деньги. Теперь он мстит. Игра быстро вошла в топ скачиваний — разработчики даже спрятали в коде пасхалку, отдающую дань Панмао.
Этот тренд — не просто развлечение, а симптом социального кризиса. Мужская фрустрация в Китае выражается в агрессии к женщинам и неприятии равноправия. Хотя причины одиночества и тревожности глубже — демографические изменения и экономические стрессы, женщин всё чаще воспринимают как удобную мишень.