«Что, черт возьми, делает Китай?» — эта фраза, быстро распространившаяся среди западных разведывательных служб в 2024 году, отражает удивление перед быстрыми темпами развития китайского военно-морского флота. После появления четвёртого авианосца модели 004 и универсального десантного корабля проекта 076 стало ясно, что оценки Запада оказались слишком консервативными. Об этом пишет китайский портал Sohu, передает RZNonline.ru.
По информации издания, главный фактор прогресса — технология модульного кораблестроения. Китайские верфи собирают огромные корабли из отдельных секций, одновременно производимых на различных заводах. Такой подход позволяет создать корабль за два-три года, в то время как США — за четыре-пять лет. Западные разведчики сосредотачиваются на отслеживании доков, забывая, что модули уже изготовлены и собираются на завершающем этапе.
Командующий ВМС Китая Юань Хуачжи подтвердил, что четвёртый авианосец уже строится, что разрушило западные предположения о приоритетности проекта «Фуцзянь». Строительные работы идут настолько быстро, что спутники едва фиксируют динамику развития.
На шанхайской верфи Худун-Чжунхуа 27 декабря 2024 года был спущен на воду первый десантный корабль типа 076 «Сычуань». Весом 40 тысяч тонн он был готов за 14 месяцев — аналогичный американский корабль класса «Уосп» строится более четырёх лет. Модель 076 оснащена электромагнитной катапналой, позволяя запускать беспилотники «Атака-11» и «Фэйлун-2». Двухостровая структура напоминает мини-авианосец.
Одновременно создаются суда снабжения типа 901А. По данным Observer.com, четвёртый корабль прошёл ходовые испытания в мае 2024, а пятый строится. Эти эсминцы весом 45 тысяч тонн — «плавучие станции дозаправки» со скоростью до 25 узлов, предназначенные для поддержки авианосных групп.
Особое внимание привлекает «Фуцзянь», который должен пройти морские испытания в 2024 году. Он оснащён системой электромагнитного запуска EMALS, повышающей эффективность взлёта самолётов. В мае 2025 на его палубе обнаружены следы шин, свидетельствующие о испытаниях J-15T или J-35. Китай стал второй страной с освоенной электромагнитной катапультой.
Эта технология применяется и на корабле типа 076. Во время спуска «Сычуани» заметны системы катапультирования и торможения. Благодаря им корабль может запускать ударные беспилотники, разведывательные миссии и удары — что делает его уникальным среди традиционных десантных кораблей с вертолётным вооружением.

Sohu подчёркивает, что к концу 2025 года ВМС Китая насчитывают около 400 боевых судов, к 2030 — до 425. В то время как в американском флоте — около 305-317 кораблей, что вызывает озабоченность западных аналитиков.
На фоне таких быстрых темпов расширения западные эксперты наблюдают за усилением влияния Китая в Южно-Китайском море, Тайваньском проливе и Индийском океане. Пекин заявляет о миру, но новые возможности и технологии заставляют противников проявлять осторожность.
Все это говорит о том, что Китай не просто укрепляет оборону, а превращает ВМС в мощный инструмент влияния, который уже трудно игнорировать даже крупнейшим странам.