К концу 2024 года резко возросла стоимость перевозки контейнеров из Китая в Москву. Теперь цена за 40-футовый контейнер колеблется в пределах 8-9 тысяч долларов. Это в два раза выше, чем в тот же период прошлого года, согласно информации от РБК.
На увеличение цен повлияло множество причин. К их числу относятся подъем ставок на контейнеры в Китае и дисбаланс в экспортно-импортных потоках. По данным Центра ценовых индексов, средняя стоимость перевозки на данный момент составляет 8,6 тысяч долларов. В то время как в декабре 2023 года она была на уровне 5,5 тысяч. В пиковый период, который пришелся на октябрь 2024 года, перевозки превышали 9 тысяч долларов.
Несмотря на такие повышения, стабильный спрос на контейнерные перевозки остается. За одиннадцать месяцев 2024 года объем перевозок по сети РЖД вырос на 6% в сравнении с прошлым годом, составив 7,2 миллиона TEU. Общий вес перевезенных товаров в контейнерах достиг 75,4 миллиона тонн, что на 8,5% больше, чем в предыдущем году.
Основные причины роста цен заключаются в инфраструктурных проблемах на пограничных переходах, кризисе в Красном море и увеличении железнодорожных контейнерных перевозок из Китая в Европу. Ситуация также осложняется высокой загруженностью портов Дальнего Востока, где уровень загруженности доходит до 90%.
Задержки на пограничных переходах становятся все более значительными. Время ожидания перегруза контейнеров варьируется от 16 до 25 суток. Это происходит из-за нехватки локомотивов и перегруженных железнодорожных терминалов. На переходах в Забайкальске и Монголии ситуация особенно критическая, здесь ожидание может доходить до 20-25 дней.
В основном, перевозимые грузы состоят из промышленного оборудования, бытовой химии и электроники. За последние два года Китай практически полностью занял нишу, ранее отведенную европейским товарам. Очень заметен прирост в сегменте промышленного оборудования, который увеличивается ежегодно на 8-10%.
К концу года наблюдаются первые признаки улучшения. РЖД фиксирует рекорды по отправке контейнерных поездов, что положительно влияет на загрузку терминалов. В портах Дальнего Востока в ноябре количество импортных контейнеров сократилось на 17,5%, а в начале декабря это снижение составило еще 4%.