Военно-морские силы НАТО отмечают сложности в противостоянии с «теньюфлотом» России, сообщает издание The Economist. Количество кораблей, скрывающих свою принадлежность и маршруты, увеличилось с 200 в 2022 году до около тысячи к 2025-му, передает ИноСМИ.
Командующий ВМС Эстонии Иво Вярк подчеркнул, что в Финском заливе ежедневно обнаруживаются десятки подобных судов, однако задержать их практически невозможно. Попытка остановить танкер Jaguar оказалась безуспешной после того, как Россия отправила в воздух истребители МиГ-31.
Западные страны подозревают эти суда не только в перевозке нефти с обходом санкций, но также в разведке и диверсиях. Так, власти Дании ведут расследование по делам с беспилотниками, а Германия задержала судно с российским экипажем в Кильском канале. В Финском заливе танкер Eagle S причастен к повреждению кабелей, хотя доказательства прямой связи с Москвой пока не найдены.
По данным S&P Global, «теневой флот» уже составляет 19% мирового танкерного парка. Массовая смена флагов и регистраций усложняет контроль: как сообщает Lloyd’s List, перерегистрация теперь занимает всего 45 дней.

В ответ НАТО начала операцию «Балтийский страж» для защиты подводных кабелей и трубопроводов. Великобритания ежемесячно проверяет около 40 судов, а Эстония дала разрешение атаковать гражданские корабли, если они представляют угрозу её инфраструктуре.
The Economist подводит итог: «теневой флот» превратился в глобальную сеть, в которой переплетаются интересы государств и криминальных структур. «Джинн уже не влезет обратно в бутылку», — заключил главный редактор Lloyd’s List Ричард Мид.