Практический психолог, бизнес-тренер, член президиума Владимирского регионального отделения Федерации управленческих поединков Лариса Тарантина рассказала о том, можно ли в 16 лет выбрать профессию, реально ли стать лидером и почему тренинг лучше консультации.
– У вас два высших образования. Вы – преподаватель физики и информатики и практикующий психолог по направлению «Психология взаимоотношений». Хотелось бы узнать, как вы пришли к педагогике, а после к психологии?
– На самом деле все вышло странно. Я, как и многие подростки, в то время испытывала очень большие сложности с профориентацией. В то время, в конце восьмидесятых годов, внимание этому не уделялось и помочь было некому. Поэтому, как все нормальные дети, пошла туда, куда мама сказала.
Я закончила две школы: обычную и физико-математическую при Политехе. Паять, естественно, мне не хотелось, поэтому – педагогический вуз. Уж как-то с людьми, как-то детей учить. Где-то к курсу четвертому я совершенно точно поняла, что педагогом не буду никогда. Это не то, в чем я могла бы самореализоваться. Со мной случилось так, что я попала под влияние потрясающего человека, который помог мне определиться с моим будущим. Гениальный, считаю, психолог- Василий Сергеевич Ивашкин. Еле-еле дождалась окончания вуза и как-то так сдала экзамены с единственным желанием – поступить на психологию.
Сразу после окончания института положила синий диплом на полку и поступила на вновь образовавшийся психфак. В то время еще своих педагогов не было, потому что факультет во Владимире образовывался с нуля. Нас учили ярославцы, нижегородцы, приезжали москвичи. Это были очень сильные яркие люди. После второго высшего образования я работала в школе психологом. В то время сеть школьных психологов только начиналась. И у меня, как у молодого специалиста, появилась возможность попробовать себя в разных отраслях психологии: и как психодиагносту, и как психоконсультанту, и как человеку, который работает с тренинговыми программами для подростков и педагогов и проведением обучающих занятий психологическим наукам. Для меня совершенно четкое понимание было: тренинг- это то, чем я хочу заниматься. Вот это мое.
– Почему вы выбрали именно это направление?
– Я всегда считала, что жизнь человека – это взаимоотношения, начиная с процесса зачатия. Ребенок, как уже открыли физиологи, с момента зачатия общается с мамой. И если это происходит, опять же, правильно, то тогда малыш формируется здоровым, общительным и вообще счастливым. Если же неправильно, то тогда жалко человека. Он маленький, несчастный. На мой взгляд, нас в школе учат всему чему только угодно. Нас учат физике, химии, математике. Нам дали знания универсальные, которые могут пригодиться, а чаще всего нет. Но нас не учат правильно распределять время, договариваться, принимать решения, правильно строить взаимоотношения. То есть тому, с чем мы сталкиваемся каждый день, тому, что нужно всем и каждый день. И это ужасно. И поэтому у меня работа будет всегда.
– Чем вас так привлекла форма тренинга?
– Во-первых, это самая, на мой взгляд, эффективная форма взаимодействия с человеком. Все-таки психоконсультирование – это один на один. Это комфортно не всем, а на тренинге людей много. Я часто говорю на тренингах: «Я не буду вас ничему учить. Вы будете учить друг друга, а я буду создавать для этого необходимые условия» И это, действительно, так. Поэтому тренинг – это эффективно, объективно и наиболее мощно для осознания проблемы и нахождения пути ее решения. И если этот тренинг классический, правильный, проведенный по всем канонам, то это эффективнейшая форма и коррекции, и обучения, и самосознания. То есть – это универсальный инструмент.
– С какими проблемами чаще всего люди приходили к вам, как к психологу?
– Так как я работала консультированием не так много и в основном школе, то в основном это были проблемы взаимоотношений: учителя-подростки, подростки-учителя, дети-родители, родители-дети. Потом я работала в центрах, и консультирование мне не нравилось. Я знаю отличных консультантов, но видимо просто это не мой метод.
– Люди часто не могут обратиться к психологу с проблемой, потому что боятся. Что вы можете сказать про страх перед психологом?
– Это проблема в системе оценивания. Мы боимся выглядеть плохими. А психологу мы что рассказываем? Наши проблемы. Поэтому страх негативной оценки, состояния, когда ты не лучший, – вызывает негативное отношение к психологии в целом и психологам, как к специалистам. Но когда людям очень больно, тогда они все же идут. Правда, работа психолога бесполезна без работы человека над самим собой. Не победишь себя – ничего не получится. Поэтому на тренинги люди приходят охотнее. Они не бояться оказаться в системе оценивания. Да и желание поучаствовать в тренинге – это менее стрессовое решение, чем обратиться к психологу один на один. Поэтому занимаясь тренинговой работой, я могу помочь большему количеству людей.
Я их называла «люди, вечно подающие надежды». Видела, как они, обладая огромной ресурсностью, не могли самореализоваться и найти себя в жизни. И вдруг начала понимать, что эти люди не имеют элементарных организационных навыков: не умеют ставить цели, у них слабое волевое развитие. Их надо просто научить этому.
– Как вы считаете, кого можно назвать «хорошим психологом»?
– Того, который мотивирует и учит человека работать над собой. Пока человек не проработал свою проблему внутри себя сам, эффекта не будет. Психолог не волшебник, он не может взмахнуть волшебной палочкой и проблема решится сама собой. Поэтому часто– это временный эффект. Это должна быть самостоятельная внутренняя работа. Тогда будет скомпенсирована и обработана та проблема, с которой человек пришел, и сам человек будет обучен методом работы над собой. Он сможет спасать себя впоследствии самостоятельно.
– Как вы начали работать бизнес-тренером?
– Я работала с подростками и видела, как ребята с высоким интеллектом, огромным творческим потенциалом становились неудачниками. Я их называла «люди, вечно подающие надежды». Видела, как они, обладая огромной ресурсностью, не могли самореализоваться и найти себя в жизни. И вдруг начала понимать, что эти люди не имеют элементарных организационных навыков: не умеют ставить цели, у них слабое волевое развитие. Их надо просто научить этому. Не надо лезть им в голову. Получив правильные навыки, поняв свои жизненные стратегии, они скорректируют свой путь сами, и будут успешными. И это уже бизнес-направление.
– Вы являетесь членом президиума Владимирского регионального отделения Федерации управленческих поединков. Как вы пришли к этому?
– Как всегда случайно. У меня были знакомые по работе, которые однажды поучаствовали на подобном тренинге. Они хотели организовать Владимирское региональное отделение Федерации управленческой борьбы и сказали, что им нужна я, как тренер. Предложили поехать в Москву и посмотреть. Мы были на тренировке Московского представительства Федерации управленческой борьбы, которую вел потрясающий тренер – Павел Сивожелезов. И там я в первый раз увидела все вживую и с комментариями. Я сидела, затаив дыхание в течение двух часов, а после этого сказала: «Да, я с вами».
– Что вы понимаете под понятием «успех»? Какого человека вы можете назвать «успешным»?
– Под успехом я понимаю состояние гармонии. Это когда у всех все хорошо, и душа спокойна. Успешный человек – это человек, который живет в гармонии, в первую очередь самим с собой. Успех – это не просто достижение сверх результатов.
Люди, которые бьются за такой успех, стараясь добиться результата любой ценой, чаще всего искалеченные, света белого не видят. Люби, то, что ты делаешь и результат будет.
– Как можно спланировать личностный рост?
– Главное надо понимать, чего ты хочешь. Четко осознавать цель. Вселенная дает ресурсы и возможности, которые можно увидеть. Поставьте свою цель, нарисуйте ее, а остальное подтянется. Главное видеть предоставляемые жизнью возможности и использовать их.
– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать лидер?
– Я считаю, что «лидер» – это абстрактное понятие. Понятие, которое прилагается в конкретный момент и к конкретной сфере. Но это сложное понятие. Оно сочетает в себе некие врожденные качества. Это и человек, который обладает харизмой, выразительностью, эмоциональностью и желанием вести за собой; и одновременно стратегичный, расчетливый, мотивирующий управленец. Человеку, который хотел бы быть лидером, надо многому учиться, формировать в себе определенные качества. Это тяжелая работа и высокая ответственность. Попробуйте ответить себе на вопрос – а надо ли вам это? И главное зачем?