Гармошки и не только: легендарные автобусы из СССР

Сегодня отечественные дороги наполнены довольно удобным и быстрым транспортом. Во времена СССР автобусы начиная с 50-х годов уже начинали потихоньку теснить трамваи и троллейбусы. Те, кто жил в те времена, наверняка помнят легендарную «гармошку» или «луноход». Каким же был популярный наземный транспорт в Советском союзе?

Автобус гармошка из СССР

ЛиАЗ-677

Этот автобус с большими фарами и громким рокотом двигателя был самым массовым городским автобусом в СССР. В народе ЛиАЗ часто называли «сараем», «луноходом» или даже «скотовозом».

Однако, несмотря на некоторые обидные прозвища, этот автобус многие ценили именно за тепло в салоне зимой. Более того, это был первый советский транспорт с автоматической двухступенчатой коробкой передач. В час пик в него могло втиснуться до 110 человек (при этом сидячих мест было всего 25).

ЛиАЗ-677

Правда, двигатель такого ЛиАЗа был достаточно слабоват и требовал много топлива. А при полной загрузке автобус еле-еле поднимался на горку. Вдобавок он постоянно кренился, а если случалось попасть колесами на кочку, то пассажиры «на галерке» взлетали чуть ли не до потолка.

Икарус-280

Эта модель стала первой, способной перевозить большое количество человек. В 70-е годы в столице появилась необходимость пускать на линии особо большие автобусы, чтобы везти людей из спальных районов. Для этих целей прекрасно подошли венгерские Икарусы.

В народе 280-ю модель прозвали “гармошкой” за характерный узел, соединяющий части автобуса. Такой транспорт был в длину от 16,5 до 18 метров, имел 4 двери, а в час пик мог вместить в себя до 180 человек.

В отличие от ЛиАЗа, Икарусы были холодными. Их печки не могли обогреть весь салон, вдобавок сама «гармошка» часто рвалась, а сквозь появившиеся дыры заходил холод.

Икарус-280

Зато дети любили стоять именно на вращающейся «гармошке», а сам автобус ехал довольно плавно и почти не кренился.

РАФ-2203

А эти автобусы стали своеобразным прототипом современной маршрутки. Они появились в СССР в 1976 году. Мест в таком транспорте было всего 12, но этот автобус был весьма комфортен для поездок. Правда такая машина была довольно медленной, но за почти 20 лет своего существования пережила несколько модернизаций, пока ее не сменил первый микроавтобус «Газель».

РАФ-2203

ЛАЗ-699

Эта модель относится к классу вместительных автобусов. Его разработку начали в 60-х годах и довольно быстро построили. Исполин длиной в 10 метров были известен под названием «Карпаты». Сидячих мест в нем было 41 за счет отказа от салонного буфета.

ЛАЗ-699

Что интересно, в таком виде автобус производили до целого 2002 года. К этому времени машине добавили дисковые тормоза и убрали водительскую дверь.

ПАЗ-672

Желтый автобус с большими, закрытыми сеткой, фарами знаком очень многим. Такой транспорт предназначался для небольших пассажирских перевозок в пригородах и отдаленных городских районах. Но иногда ПАЗ-672 использовался и как служебный автобус, маршрутное такси или автокатафалк.

Разработка этого транспортного средства завершилась еще в 1969 году. В нем было 23 места для сидения, а всего в автобус помещалось до 45 пассажиров. Расход топлива был вполне адекватным, а пассажиры любили этот автобус за его теплый салон и проходимость по сельским дорогам.

ПАЗ-672

Интересно, что некоторые перечисленные модели в отдельных регионах страны можно увидеть даже сейчас. Небольшая модернизация дала вторую «жизнь» стареньким советским автобусам, и они вновь рассекают по городским и сельским отечественным дорогам.

Оцените статью
Новости Владимира и области
Добавить комментарий