«Дама с горностаем» признана одним из культовых полотен всего живописного искусства на западе. Картина стала четвертым известным женским портретом, написанным гением Леонардо да Винчи.
Кем была героиня картины
Героиней работы стала шестнадцатилетняя Сесилия Галлерани. Она появилась на свет в Италии, получила серьезное образование, в совершенстве знала латынь, увлекалась написанием поэзии и обладала музыкальным талантом. Сесилия, которую художник запечатлел как бы вполоборота, с едва заметной улыбкой, на картине смотрится, словно выхваченная из жизни. Эту стандартную позу, популярную в портретной живописи, использовали известные голландские художники Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк.
Девушка гладит изящной рукой горностая. Она одета в наряд из дорогих тканей, расшитых золотом, который эффектно дополняет тонкая вуаль в качестве головного убора и ожерелье из черного камня. Да Винчи окутал девушку мантией ультрамаринового цвета. Для этого им был использован полудрагоценный камень лазурит, из которого был изготовлен яркий синий пигмент. Прическа и одежда Сесилии были написаны в испанской моде 15 века.
https://youtu.be/0iV8b3l_6v8
Символическая аллегория
И все-таки на этом портрете можно увидеть что-то большее, чем просто молодую красивую девушку с белым пушистым зверьком. Так как Леонардо да Винчи был умным и тонким человеком с различными талантами, то он сумел провести символическую аллегорию.
Мех горностая очень дорого стоил, поэтому его могли купить только самые богатые люди страны. Также некоторые художники изображали Деву Марию, одетую в плащ на подкладе из горностая. Поэтому его расценили как символ целомудрия и чистоты, что позволило оценить идею с горностаем как идею невинности юной девушки.
Трансформация полотна
Сегодня подлинной является лишь небольшая часть произведения. Оставшееся полотно не один раз ретушировали. Фон затемнили, платье изменили, а прозрачную вуаль женщины перекрасили под цвет ее волос.
Неизвестный реставратор также добавил темную тень в пальцах на правой руке. Но самым главным открытием относительно картины является то, что да Винчи писал ее не сразу. Создание портрета происходило в четыре этапа. Первая версия являлась обычным портретом без зверька. На второй стадии художником был включен небольшой горностай светло-серого цвета. На третьем и четвертом этапах небольшое животное перевоплотилось в белого зверя крупного размера.