Китай оригинально отметил день рождения Мао Цзэдуна. Этот факт продолжает активно обсуждаться в мировых новостях. 26 декабря прошли показательные запуски нескольких новейших военных технологий: истребителя шестого поколения Shenyang J-50, десантного корабля-амфибии Type 076 Sichuan и самолета дальнего радиолокационного обнаружения KJ-3000, пишет «Свободная Пресса».
Специализированное издание Army Recognition подчеркивает, что новые образцы китайской техники особенно беспокоят Запад. Например, Соединенные Штаты только начали работы над истребителями шестого поколения, а в Европейском Союзе реализуются две программы подобного рода: одна включает сотрудничество Великобритании, Италии и Японии, в то время как вторая — Франции, Германии и Испании.
Тем временем Турция и Индия продолжают дорабатывать свои истребители пятого поколения, а Россия находится на ранней стадии разработки концепции своего шестого поколения, прототип которого ожидается не раньше 2050 года.
На этом фоне достижения Китая выглядят поистине впечатляюще. Все мировые разведывательные службы были шокированы тем, насколько скрытно Китай сумел разработать два истребителя-невидимки шестого поколения — до этого никто даже не догадывался об этих проектах.
Также удивил мир и десантный корабль Type 076 Sichuan. Shenyang J-50 представляется не просто самолётом, а своеобразным летающим командным центром, способным самостоятельно управлять целым роем беспилотников. Новый китайский корабль, в свою очередь, функционирует как плавучий командный центр, который может действовать автономно в открытом море, сочетая в себе функции морских и воздушных десантных операций.
Важно отметить, что главной характеристикой Type 076 Sichuan является электромагнитная катапульта. Она позволяет запускать с борта самолёты с неподвижным крылом, что дает китайскому кораблю значительное преимущество по сравнению с традиционными десантными судами, использующими самолеты вертикального взлета и посадки.
Type 076 Sichuan способен запускать различные боевые летательные аппараты: от вертолётов до беспилотников.
Army Recognition акцентирует внимание на том, что электромагнитная катапульта — это не просто небольшой технологический шаг. Это, скорее, серьезное обновление в китайском судостроении. В отличие от паровых катапульт, применяемых на авианосцах, электромагнитные системы являются более продвинутыми, хотя и требуют значительных ресурсов, включая емкие накопители энергии и современные управляющие технологии.
Появление электромагнитной катапульты на корабле с водоизмещением 40 тысяч тонн, сопоставимом с российским десантным судном «Иван Рогов», указывает на то, что Китай достиг соответствующего уровня в производстве таких систем. В будущем можно ожидать их внедрения и на других типах судов.
Электромагнитная катапульта на Type 076 Sichuan сопоставима по возможностям с катапультами на авианосцах класса Fujian. Это позволяет запускать современные боевые самолёты, такие как J-15T, J-35 и даже KJ-600.
Также китайцы представили новый «летающий глаз» — KJ-3000. При его проектировании разработчики приняли на себя инженерный риск.
В отличие от прежних моделей, когда на обыкновенный самолет ставилась мощная РЛС, новый KJ-3000 представляет собой единый гигантский радар, встроенный в конструкцию самолета.

Благодаря этой особенности KJ-3000 стал гораздо более эффективным. Он способен обнаруживать малозаметные самолёты, такие как F-22, F-35 и B-21, на расстоянии 360 км — что сопоставимо с длиной всего Тайваня. Обычные цели могут распознаваться на дистанции до 1000 км. Полностью цифровая радарная система помогает снизить вес самолета. Отсутствие громоздкого радарного «горба» улучшает аэродинамические характеристики, что позволяет самолету преодолевать большие расстояния на одной заправке. Кроме того, он может одновременно отслеживать до 100 целей.
Как и новый корабль Type 076 Sichuan, и истребитель Shenyang J-50, KJ-3000 выполняет функции полноценного командного центра, обмениваясь информацией с другими истребителями.
Однако есть и неутешительная новость для России. Ранее китайские самолёты-радары KJ-2000 разрабатывались на основе российских Ил-76 с установленным сверху вращающимся радарным куполом. Теперь же Китай намерен постепенно отказаться от этой модели в пользу более современных решений, что может снизить потребность в российских самолетах.