В Соединенных Штатах завершился необычный проект, связанный с созданием истребителя F-35A Lightning II, который был собран из частей двух самолетов, ранее потерпевших катастрофу. Эта инициатива, получившая неофициальное название «Franken-bird», была реализована 388-м истребительным крылом на авиабазе Хилл в Юте при поддержке F-35 Joint Program Office, Ogden Air Logistics Complex и компании Lockheed Martin, сообщает avia.pro.
Первый самолет-донор разбился в 2014 году из-за пожара в двигателе. Второй самолет потерпел аварию в 2020 году, когда поломка стойки шасси при посадке привела к серьезным повреждениям передней части фюзеляжа. Оба истребителя были признаны непригодными для дальнейшего использования и должны были быть утилизированы.
В рамках этого проекта специалисты смогли собрать цельный планер, восстановить электропроводку, системы гидравлики и авионику. Также было нанесли специальное покрытие, которое уменьшает радиолокационную заметность самолета. Ранее подобные операции с F-35 не проводились, и поэтому инженерам пришлось разработать уникальные инструменты и методы для выполнения необходимых задач.

Сборка заняла примерно год и обошлась в 6 миллионов долларов, что значительно меньше, чем стоимость нового F-35A, которая превышает 80 миллионов долларов. После удачного завершения наземных испытаний самолет был передан компании Lockheed Martin для летных тестов. Ожидается, что после их завершения истребитель станет частью 388-го истребительного крыла.
Тем не менее, эксперты предупреждают, что такие проекты могут быть связаны с техническими и логистическими проблемами. Важно учитывать совместимость компонентов, износ деталей и другие факторы, которые могут повлиять на безопасность и эффективность восстановленного самолета. Однако успешный опыт сборки F-35A из элементов двух еще более ранних машин открывает новые возможности для ремонта и восстановления современной военной техники.