Владимирцы разрабатывают проект электрокара, который будет разгоняться до 310 км/ч и ехать без подзарядки 650 км. Что движет потенциальными конкурентами Tesla? Мы поговорили с основателями проекта Visionary – руководителем и дизайнером Константином Федосеевым, а также конструктором-технологом Алексеем Аккуратовым.
– Как вы пришли к пониманию того, что вам нужно разрабатывать электромобиль?
Константин: Я увлекался 3D-печатью. И мне было интересно сделать нечто большее, чем маленькую деталь. Начал думать, что можно распечатать полезного с помощью 3D принтера: например, автомобиль. Я начал углубляться в тему, изучил строение первого распечатанного автомобиля из пластика, который представили в Италии. Но в этой машине использовали дизельные вместо электрических двигателей: модель оказалась не жизнеспособной. Потом я понял, что напечатать автомобиль на принтере, да еще в серийном производстве будет стоить гораздо дороже, чем обычная “штамповка”. 3D печать ушла, а тема с электродвигателями осталась. Оказалось, что на российском рынке нет действительно стоящих проектов электромобилей. И мы начали двигаться в этом направление. Я увлекся и начал потихоньку собирать команду, первым кто откликнулся был Алексей – наш конструктор.
Алексей: Я самостоятельно конструирую разные штуки давно. Но до этого не пробовал ничего делать из автомобильной отрасли.
Константин: Вообще из 8 человек нашей команды нет никого с автотранспортным образованием. Мы предлагали магистрантам автоспециальностей участвовать в проекте. Но у меня сложилось впечатление, что большинство из них готовы работать только за деньги.
Которых у вас сейчас нет…
К.: Именно так. Мы сделали макеты на свои деньги. Контроллеры, датчики платформы тоже. Но так, надеюсь, будет не всегда. Мы уже сейчас активно ищем инвесторов. Подали заявку на форум “Территория смыслов”, где будем представлять свой проект. В Сколково собираемся поехать посмотреть, как зрители пока. В следующем году уже как участники. Подаем заявку на Boomstarter.
– На вашем сайте заявлено, что ваш автомобиль Visionary MarkOne будет преодолевать на одном заряде расстояние 650 км. Есть какие–то расчеты по этому поводу?
– К.: В принципе, аналоги преодолевают приблизительно такое же расстояние. Например, американский Tesla на одном заряде может проехать 450 км. Мы рассчитывали расстояние исходя из емкости аккумуляторов и всех факторов, которые можно внести в специализированные формулы.
А.: Аккумуляторную батарею мы будем собирать из 7500 элементов. Одновременно это будет и пол автомобиля. Но для того, чтобы он не перегревался мы подробным образом разрабатываем систему охлаждения.
В мире сейчас небольшой запас лития. А тут еще эти тысячи литий–ионных батарей?
К.: Действительно, лития в природе мало. Американская компания Tesla Motors строит завод по производству литий-ионных батарей. Как построят фабрику, она будет забирать огромное количество лития в год. Поэтому нужно рассматривать другие источники сохранения энергии. Экспериментальные варианты, заканчивая суперкондексаторами. Надо смотреть на их преимущества и недостатки.
Слабое развитие электромобилей упирается в слабое развитие инфрастуктуры. Чтобы вы могли предложить в этом плане?
К.:Правительство сейчас разрабатывает программу альтернативного транспорта в Россию, есть радужные мечты о том, на многих заправках Центральной России будет зарядка. Если Tesla будет приходить со своими зарядными станциями в России, мы попробуем подключиться к ним. Также мы предложим устанавливать зарядную станцию в гараж. На ней за ночь можно зарядить автомобиль до 100%. Средняя зарядная станция обойдется в 300-400 тысяч рублей. При такой стоимости ее можно было бы включить и в стоимость автомобиля за 5 млн.
А.: У нас сейчас четыре варианта зарядки автомобиля. Первый – это обычная зарядка от розетки. Можно даже вариант с проводом, который вытягивается как в пылесосе. Второй вариант – микростанция в гараже, третий на парковочной площадке, четвертый – беспроводная зарядка.
Насколько стоимость обслуживания электромобиля меньше, чем стоимость обслуживания дизельного транспорта?
К.: Огромное количество энергии уходит никуда. Средний коэффициент ДВС – 40-50%. У среднего электродвигателя он достигает 98%. Стоимость обслуживания для водителя гораздо меньше. Учитывая то, что у нас замкнутая система охлаждения, использование масел сведено к минимуму.
Сегодня автомобиль служит 5 лет, хотя должен служить 15-20 лет.
Расходы на топливо при пользовании электромобилем сокращаются. На нашем автомобиле можно будет доехать от Владимира до Москвы, проехать круг по МКАДУ и вернуться обратно. По современной стоимости электроэнергии это обойдется в 300 рублей. В 3 раза дешевле чем на электричке.
Вас послушать – сплошные плюсы. Так почему электротранспорт распространен так слабо?
К.: Во-первых, это лобби производителей автозапчастей и бензина. Обычный автомобиль требует более качественного обслуживания. Дело в том, что автопроизводители сегодня зарабатывают больше не на продаже автомобилей, а на запчастях и обслуживании.
Во-вторых, это слабая распространенность сети зарядных устройств, которая, надеюсь, в скором времени станет меньшей проблемой.
В-третьих, это малое расстояние, которое проходят без подзарядки современные электрокары. Ну, например, 100 км. Хотя, сколько в день преодолевает среднестатический горожанин? Обычно, приводят пример с путешествием от Москвы до Владивостока – но на сколько много таких автолюбителей? Абсолютное число проезжает по городу меньше 100 км в день. Ну есть, конечно, Tesla, которая едет 450 км без подзарядки…
А как вы относитесь к идее автомобиля без водителя?
К.: У Google сегодня разработан автопилот четвертого уровня, в нем вмешательство водителя необходимо только в экстренном случае и даже нет руля. Но мы руль убирать не собираемся. Это спортивный автомобиль и надо испытывать удовольствие от вождения. При этом автопилот можно будет использовать как на трассе, так и в городе. И он будет в базовой комплектации.
К концу августа мы реализуем первую версию. Он состоит из камер и множество датчиков. В сентябре собираемся поехать в тестовый городок в Электросталь. Нам там обещали помочь испытать его на маленьких электрокарах.
Какие проекты вдохновляют тебя, как дизайнера?
К.: Это Audi. Они не участвовали в технологической гонке по автомобилям, они сделали упор на дизайн. Пожалуй, сегодня – это лучший автомобиль с точки зрения дизайна…
По дизайну сострудничаем с МАМИ. Они нам накидали скетчи. Сейчас мы вырабатываем точную форму нашего Visionary Mark One. Есть два макета пока, но оба они примерные. Второй учитывает компоновку, которую мы выбрали.
Готовы ли вы уехать в другую страну, если вас пригласят туда работать?
К.: В Америку не собираюсь ехать. С другой стороны, если посмотреть на мир с позиции ученого, то любой ученый будет работать в своей стране, но если спроса нет, то он уезжают в другую страну, но лишь для того, чтобы реализовать идею для всего мира. Ученые мыслят глобально. Несмотря на то, что шла Холодная война между СССР и США, ученые создавали некоторые проекты вместе. В этом плане мне нравится подход ученых. Они думают о глобальных проблемах человечества.
Остается ли у вас время на какие–то другие увлечения, кроме придумывания Visionary?
К.: Практически нет. Да оно и на учебу то времени мало. Читаю новости, как далеко все ушли вперед, бог мой, мы отстаем от графика и из-за этого учеба отстает от графика. У нашего проекта есть наставник. Я сказал, что встанет такой выбор рано или поздно учеба или проект. Она понимает, что надо делать выбор, но рекомендует закончить учебу. Максимум, что раз-два в неделю получается – уделять время здоровью и бегать.
А.: Мое увлечение – конструирование и учеба. Кстати, у меня получается совмещать учебу и работу над проектом. Специальность совпадает. Надо что-то по учебе разрабатывать, делаю наш электромобиль.
Назовите два–три человека, которые вас вдохновляют?
К.: Конечно, Илон Маск, как человек сочетающий в себе управленческие качества, качества технаря, смотрящего дальше, чем обычный технарь, способного смотреть в будущее. Это личность номер один в сфере ракетостроения, машиностроения.
Конечно, Стив Джобс. Но он был ужасный человек. Я его побил бы, если бы общался с ним и знал бы лично. Из-за его характера. Но его внимание к деталям поражает. Именно это качество позволило Apple подняться.
Это два человека, на которых я смотрю и говорю себе : “Что сделал я на сегодняшний день?”