Задолго до службы к храму в селе Ликино Владимирской области начинают съезжаться машины. В церковь приходят целыми семьями.
Храм этот один из самых старинных в районе. Первая деревянная церковь была построена здесь стольником Афанасием Хоневым еще в 1696 году и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Потом в Ликино в 1784-87 годах появился каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Архистратига Михаила. Удивительно, что церковь в отличии от многих других выстояла в советские годы. Закрывался храм только на два года, да и то во время войны. Поскольку в Судогодском районе в то время было всего 3 действующих храма (сейчас их 28), и в Ликино был главный приход, то сюда люди съезжались отовсюду.
Теперь же даже на Пасху здесь не так много прихожан, не более сотни, – жители самого села Ликино, соседней Тюрмеровки и Андреево. В церкви не тесно, да и батюшка знает прихожан в лицо. Но храм требует ремонта, денег на который в казне не хватает. В связи с этим и цена на церковные услуги выше, чем в городах, где прихожан в храмах больше.
Перед службой большая очередь выстраивается за церковными свечами. Перед праздничной службой их покупают помногу – надо поставить свечи перед иконами, нужны они и на Крестный ход вокруг храма. Сегодня в церкви продают только красные “праздничные” свечи. Их цена 30 рублей. Стоимость свечей в московских храмах на праздник колеблется от 10 до 300 рублей в зависимости от размера. Многие люди подают записки об упокоение и за здравие. Стоимость одного имени в простой записке – 10 рублей. В среднем каждая записка из 10 имен получается по 100 рублей. К слову сказать, в Москве в Храме Христа Спасителя такая же записка стоит 50 рублей.
Многие люди ходят в храм один раз в году, некоторые впервые. Это видно по разговорам. Вот мужчина спрашивает у супруги: “Что это за бородатый мужик на иконе?” “Сергий Радонежский”, – отвечает женщина. Опытные прихожане обсуждают особенности предстоящей службы.
В храме нет профессионального хора как в больших городах, а священнику помогают дети и матушка. Отец Геннадий знает свою паству в лицо, в курсе проблем людей, старается помочь каждому, кто приходит в храм. Старенькие бабушки сидят на лавочках, которые расположены около стен. Мужчины, женщины и даже дети стоят и молятся всю службу. В храме много мужчин, причем разных возрастов – от подростков до стариков.
Вот парень с десятком свечей бегает и бьет земные поклоны перед каждой иконой. Но ему аккуратно делают замечание, что служба уже идет и надо бы успокоиться. Все остальные внимают батюшке.
Когда приходит время крестного хода – бьют колокола, толпа выходит из храма и идет вокруг церкви с зажженными свечами. Затем все останавливаются и батюшка восклицает: “Христос Воскресе!” “Воистину Воскресе”, – отвечает народ. Так начинается Пасха.
Затем отец Геннадий зачитывает обращение Патриарха и продолжается радостная Пасхальная служба. Уже около 3 часов ночи начинается обряд освещения пасхальных яств. Люди ставят заранее принесенные в корзинках куличи, яйца, творожные пасхи в круг прямо на пол и зажигают свечи.
В городах освещение проводят заранее. Накрывают большие столы, куда прихожане приходят с продуктами накануне праздника. Здесь так не принято.
После окончания службы лица многих людей радостные. Батюшка каждого, кто подходит к кресту, от всего сердца поздравляет с Пасхой! “Христос Воскресе!” Лицо отца Геннадия светится счастьем.